Профилактика переутомления школьников
Проблема развития утомления учащихся на уроке актуальна для всех школьников, но в
начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей
этого возраста не сформированы контроль и саморегуляция своего состояния, накладывается
процесс адаптации к обучению в школе, что приводит к быстрому нарастанию утомления. Это
приводит к снижению работоспособности учащихся, низкому качеству усвоения материала на
уроке в целом. И очень важно не допустить развития переутомления
Можно ли работать без утомления? Учебный процесс не может вовсе избежать утомления,
но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить
возникновение переутомления!
Утомление это «острое» состояние, возникающее здесь, сейчас и на месте: снижается
качество работы, повышается число ошибок, ребенок становится беспокойным, вялым,
рассеянным, невнимательным, часто отвлекается, иногда отмечается повышенная потливость,
покраснение лица, изменение почерка, ребенок может вдруг заснуть.
Переутомление же процесс хронический. Он развивается в результате часто возникающего
процесса утомления. При переутомлении умственная работоспособность падает до нуля. Может
наблюдаться двигательное возбуждение, нарушение сна, головные боли, ухудшение настроения.
Ребенок начинает чаще болеть, у него пропадает интерес к играм, появляются вредные привычки
(ребенок грызет ногти, теребит волосы, качается на месте и т.д.).
Каковы же меры профилактики развития переутомления:
1. Соблюдение гигиенических условий в классе, школе, дома. Мебель для учащегося
должна быть удобной - высота стола и стула должна соответствовать росту учащегося, в
помещении должно быть чисто, температура воздуха в помещении должна быть комфортной,
воздух должен быть свежим, освещение помещения, рабочего стола и доски должно быть
рациональным.
2. Положительная эмоциональная окраска. Примечательно, что при интенсивной и
очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и
малоинтенсивной. Недопустимо монотонное выполнение школьниками заданий, так как
однообразность способствует развитию утомления школьников.
3. Постепенное увеличение интенсивности нагрузки в течение урока, дня, недели,
года. Основная нагрузка должна даваться в середине урока. Сложные предметы, ни в коем случае,
нельзя проводить на первых и последних уроках. Наибольшая нагрузка должна приходится на
вторник и четверг учебной недели. При подготовке домашних заданий трудный предмет нужно
делать вторым, когда ребенок уже вработается в процесс.
4. Чередование занятий разной направленности. При чередовании уроков
математического, гуманитарного циклов, естественных наук центры головного мозга, отвечающие
за тот или иной тип мышления работают поочередно и, соответственно, пока один центр
задействован в процессе, другие имеют возможность для отдыха. Именно поэтому в классах
начальной и средней ступени образования запрещено предусматривать спаренные уроки.
5. Чередование труда и отдыха. Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все
равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.
Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения
головного мозга и профилактике умственного переутомления. Длительная малоподвижность
вызывает ухудшение памяти, падение мышечной силы, при этом также резко ухудшается
концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач,
раздражительность и вспыльчивость. Зарядка же снимает чрезмерное умственное напряжение,
вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии.
Поэтому после окончания уроков ребенок не должен сразу садиться за выполнение
домашнего задания. Час-полтора он должен погулять на свежем воздухе, играя при этом в какиелибо подвижные игры. Кроме того, на уроках или при выполнении домашних заданий
целесообразно проводить физкультминутки. И не стоит забывать, что выходные дни и каникулы,
все-таки, предназначены для отдыха и восстановления сил ребенка.
Следует помнить, что переутомление приводит не только к снижению успеваемости
ученика, но и к возникновению соматических заболеваний в первую очередь сердечно-сосудистой,
нервной систем. Так же могут среагировать эндокринная система, желудочно-кишечный тракт и
другие органы. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе
переутомление, перегрузку.
Поэтому, берегите своих детей.
Главный специалист-эксперт С.Н. Баликова