Северо –Восточный ТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области разъясняет о правовом статусе предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
(далее - Закон № 248), вступившего в силу с 01.07.2021, в котором предусмотрено, что
государственный контроль (надзор) включает в себя не только принятие мер по выявлению
и пресечению нарушений обязательных требований, но также и принятие мер по
предупреждению (профилактике) нарушений.
Согласно статье 45 Закона № 248, одной из таких мер является объявление
предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Из практики следует, ввиду обширности санитарно-эпидемиологических норм, и норм в
области защиты прав потребителей, хозяйствующими субъектами допускаются нарушения,
вследствие неосведомленности о действующих требованиях законодательства.
В этом случае, добросовестного участника хозяйственной деятельности достаточно
проинформировать о действующих обязательных требованиях.
Предостережение - это процессуальный документ, имеющий предупредительный,
профилактический характер. Оно не обладает признаками ненормативного правового акта,
поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, и является актом,
преследующим цель предупредить о необходимости соблюдения закона, носит
информационный характер.
В соответствии со статьей 45 Закона № 248 предостережение объявляется, том в случае,
если у контрольного (надзорного) органа имеются сведения о готовящихся нарушениях
обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в
случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований
причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Указанные сведения могут содержаться:
- в обращениях граждан и юридических лиц;
- в информации СМИ;
- в обращениях органов государственной власти (в т.ч. правоохранительных органов);
- при непосредственном обнаружении должностным лицом Роспотребнадзора
При поступлении обращения (информации) должностное лицо Роспотребнадзора в силу
части 3 статьи 58, статьи 75 Закона № 248, вправе:
- запросить дополнительные сведения и материалы у гражданина или организации,
направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного
самоуправления, средств массовой информации;
- запросить пояснения у лица, на деятельность которого поступило обращение
(информация), однако представление таких пояснений и документов не является
обязательным;
- провести выездное обследование без взаимодействия с лицом, на деятельность которого
поступило обращение (информация) (далее - контролируемое лицо).
По результатам анализа полученных документов и сведений, контролируемому лицу
объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В предостережении контролируемому лицу предлагается принять меры по недопущению
нарушений обязательных требований.
По факту получения предостережения, контролируемому лицу необходимо с ним
ознакомиться, проанализировать свою деятельность на предмет соответствия указанным в
предостережении обязательным требованиям и принять меры по недопущению нарушений.
Также, контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости
нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение
в отношении указанного предостережения.
Возражение на предостережение подается в течение 20 рабочих дней с момента получения
предостережения:
- должностному лицу, объявившему предостережения (в случае получения предостережения
о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере санитарноэпидемиологического законодательства);
- вышестоящему должностному лицу (в случае получения предостережения о
недопустимости нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей).
В возражении указываются:
- наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии)
индивидуального предпринимателя;
- ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- дата и номер предостережения;
- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия)
контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных
требований.
Контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие
обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Возражения направляются контролируемым лицом в электронной форме по электронной
почте, либо в бумажном виде почтовым отправлением.
Срок рассмотрения возражений на предостережение - 20 рабочих дней.