Доклад главы за 2021 год
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Отчетный 2021 год, не смотря на введенные антиковидные ограничения, стал для района результативным. Благодаря взаимодействию с Губернатором и Правительством Оренбургской области, представительными органами всех уровней власти, главами муниципальных образований сельских поселений и общественными организациями администрации муниципального образования Адамовский район удалось реализовать намеченные планы и направить свою деятельность и ресурсы на будущее развитие Адамовского района в области социальной сферы, сельского хозяйства и развития инфраструктуры. Конечно же, некоторые вопросы еще находятся в стадии выполнения и решения. Несомненно, есть и проблемы, над которыми нам предстоит поработать.
Работа администрации муниципального образования Адамовский район, ее структурных подразделений и подведомственных учреждений строилась в соответствии с приоритетами, определенными стратегией президента Российской Федерации В.В.Путина, задачами, поставленными Губернатором и Правительством Оренбургской области, Советом депутатов муниципального образования Адамовский район, а также в соответствии с вопросами и обращениями, решение которых в первую очередь необходимо для жителей нашего района.
В 2021 году в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития» Адамовский район участвовал в реализации 2 национальных проектов:
- Национальный проект «Образование»
- Национальный проект «Жилье и городская среда».
В рамках реализации национальных проектов на территории района реализованы 2 региональных проекта по основным отраслям экономики и социальной сферы.
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» произведен капитальный ремонт помещений спортивного зала МБОУ «Комсомольская СОШ». Объем средств на реализацию проекта составил 2,6 млн. рублей, из которых средства районного бюджета в рамках софинансирования мероприятий составили 0,3 млн. рублей.
В рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» проведены мероприятия по переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Объем средств на реализацию проекта составил 12,6 млн. рублей, из которых средства государственной корпорации - Фонда содействия реформирования жилищно - коммунального хозяйства составил – 12,1 млн. рублей, средства областного бюджета – 0,5 млн. рублей. В рамках софинансирования мероприятий проекта из бюджета муниципального образования Адамовский поссовет было направленно 0,01 млн. рублей.
Создание территории, комфортной для жизни населения, улучшение качества жизни населения основное направление деятельности администрации муниципального образования Адамовский район.
В рамках организации работы по данному направлению, впервые на территории муниципального образования Адамовский район в 2021 году был реализован проект «Народный бюджет», основанный на местных инициативах граждан, на что из бюджета муниципального образования Адамовский район была оказана финансовая помощь бюджетам сельских поселений в объеме 1,2 млн. рублей на решение вопросов местного значения по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения, обустройства мест массового отдыха населения и благоустройства территории поселения.
В 2021 году 6 проектов инициативного бюджетирования Адамовского района приняли участие в региональном конкурсном отборе инициативных проектов и стали его победителями. Все проекты выполнены в срок. Фактически освоено около 5 млн. рублей, из которых 2,8 млн. рублей было выделено из областного бюджета в форме субсидии. Объем софинансирования со стороны населения и бизнеса составил 1,1 млн. рублей.
В числе муниципальных образований реализовавших в 2021 году инициативные проекты стали:
Аниховский сельсовет - капитальный ремонт кровли с устройством чердачной крыши над помещениями кинозала и музея здания СДК МБУ «СКДЦ», объем освоенных средств составил – 1 421,0 тыс. рублей.
Брацлавский сельсовет - приобретение и установка оборудования для детских игровых площадок, объем освоенных средств составил – 516,0 тыс. рублей.
Майский сельсовет - благоустройство улицы Советской в п. Майский, объем освоенных средств составил – 696,0 тыс. рублей.
Совхозный сельсовет - капитальный ремонт наружного водопровода по улице Советской и переулку Школьный п. Совхозный, объем освоенных средств составил – 966,5 тыс. рублей.
Теренсайский сельсовет - приобретение автотранспорта УАЗ для коммунальной службы, объем освоенных средств составил – 904,0 тыс. рублей.
Шильдинский поссовет - ремонт автомобильной дороги общего пользования по улице Садовая в п. Шильда объем освоенных средств составил – 472,6 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что заинтересованность жителей Адамовского района в проектах инициативного бюджетирования растет. В 2022 году данная практика будет продолжена.
В районе продолжена выстроенная эффективная работа по взаимодействию с общественными некоммерческими организациями: районным Советом ветеранов, Советом женщин, обществом инвалидов, Адамовским хуторским казачьим обществом. В 9 муниципальных образованиях сельских поселений (16 населенных пунктов) успешно продолжает работать институт старост.
Одним из основных направлений деятельности администрации Адамовского района является работа с обращениями граждан.
В 2021 году в администрацию муниципального образования Адамовский район поступило 71 письменное обращение граждан, в 2020 году - 65, по сравнению с 2020 годом произошло увеличение количества поступивших письменных обращений на 6 единиц.
В 71 обращении прозвучало 80 вопросов (в 2020 году в 65 обращениях было 70 вопросов). По результатам рассмотрения 22 вопроса поддержано (в 2020 году – 20 вопросов были поддержаны), по 58 вопросам даны исчерпывающие разъяснения в соответствии с действующим законодательством (в 2020 году – по 50 вопросам были даны разъяснения).
Тематика вопросов, содержащихся в письменных обращениях граждан, поступивших в администрацию в 2021 году, в соответствии с общероссийским тематическим классификатором представлена следующим образом.
По первому разделу «Государство, общество, политика» в 2021 году поступило 5 вопросов, на 3 вопроса больше, чем в 2020 году (в 2020 - 2 вопроса).
По второму разделу «Социальная сфера» поступило 18 вопросов, на 2 вопроса меньше, чем в 2020 году (в 2020 - 20 вопросов).
По третьему разделу «Экономика» поступило наибольшее количество вопросов – 33, на 2 вопроса больше, чем в 2020 году (в 2020 – 31 вопрос).
По четвертому разделу «Оборона, безопасность, законность» ни в 2021, ни в 2020 годах обращения не поступали.
По пятому разделу «Жилищно-коммунальная сфера» поступило 24 вопроса, на 7 вопросов больше, чем в 2020 году (в 2020 – 17 вопросов).
Осуществление делопроизводства в администрации муниципального образования Адамовский район происходит в соответствии с нормативно-методической базой, которая включает в себя номенклатуру дел, инструкцию по делопроизводству, порядок рассмотрения обращений граждан.
Формы регистрации корреспонденции, правовых актов, обращений граждан в администрации двух видов: журнальная и автоматизированная электронная.
В 2021 году в администрацию поступило 7137 документов, в 2020 году – 5681 документ, на 1456 документов больше по сравнению с 2020 годом. В 2021 году администрацией было отправлено 3108 документов, в 2020 году – 2632 документа, на 476 документов больше, чем в 2020 году.
В 2021 году издано администрацией района 1051 постановление по вопросам местного значения (в 2020 году – 1226, произошло уменьшение изданных постановлений на 175 единиц) и 313 распоряжений по вопросам организации работы (в 2020 году – 231, произошло увеличение изданных распоряжений на 82).
Организация работы по мониторингу изменений действующего законодательства, мониторингу правовой информации, обзору изменений действующего законодательства и их правоприменение одна из приоритетных задач органов местного самоуправления.
Администрацией муниципального Адамовский район за 2021 год принято 84 нормативных правовых актов, Советом депутатов муниципального образования Адамовский район принято 41 нормативный правовой акт, в отношении которых проведена антикоррупционная и правовая экспертиза.
В рамках организации работы по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории района продолжает работу многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Муниципальным заданием МАУ «МФЦ» было предусмотрено 3107,9 тыс. руб., при плане оказания 19891 услуг в бумажной форме и 1443 услуг в электронной форме.
В 2021 МАУ «МФЦ» Адамовского района было оказано 21334 государственных и муниципальных услуг из них:
прием документов составил – 10106 услуг
информирование – 87 услуг
выдача документов - 9698 услуг
в электронной форме – 1443 услуг
Территориально обособленными структурными подразделениями (ТОСП) было оказано – 1562 услуги
Специалистом окна для Бизнеса оказано – 1270 услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства.
За отчетный период оказано 156 муниципальных услуг:
- Постановка на учет молодых семей для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области.
- Предоставление в собственность, постоянное бессрочное пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам.
- Предоставление информации из документов Архивного фонда Российской федерации и других архивных документов.
- Постановка на учет, выдача направления для зачисления ребенка, в том числе в порядке перевода, в образовательную организацию, осуществляющую деятельность по образовательной программе дошкольного образования.
Наиболее востребованными государственными услугами, предоставляемым МФЦ являются:
- Услуги Министерства здравоохранения Российской Федерации (Печать сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)
- Услуги Министерства Внутренних дел (выдача, замена паспорта, выдача Заграничного паспорта, выдача справок о наличии либо отсутствии судимости, выдача справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ, выдача водительских удостоверений)
- Услуги Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца)
- Услуги Министерства экономического развития (выдача, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Оренбургской области)
- Услуги Федеральной налоговой службы (регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве ИП, первоначальная выдача ИНН, замена ИНН, выдача дубликата ИНН)
- Услуги пенсионного фонда (прием заявления о распоряжении средствами (часть средств) материнского (семейного) капитала, прием заявлений об установлении страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выдача гражданам справок о размере пенсий, иных выплат, выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал)
- Услуги Росреестра (государственная услуга по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости).
В 2021 году осуществляли прием и обработку заявлений о голосовании по месту нахождения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
За 2021 год доход от дополнительно платных услуг составил - 33254 рублей, полученные средства были направлены на развитие материально-технической базы учреждения.
ФИНАНСЫ
Важнейшими показателями эффективности работы органов местного самоуправления является экономическая ситуация в районе, бюджет и его наполняемость. Стабильность бюджета, его сбалансированность и исполнение доходной части основная цель нашей работы.
В бюджет района за 2021 год поступило доходов в сумме 677,6 млн. рублей. Плановые назначения по доходам районного бюджета исполнены на 99,8 процента.
Объем поступлений налоговых и неналоговых доходов составил 117,3 млн. рублей, что составляет 102,1 процента исполнения от плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам бюджета, из них:
Налоговые доходы - 107,0 млн. рублей, или 93,1 процент от объема поступивших доходов;
Неналоговые доходы – 10,3 млн. рублей, или 9 процентов от объема поступивших доходов.
Объем безвозмездных поступлений составил 560,3 млн. рублей. Плановые назначения по безвозмездным поступлениям исполнены на 99,4 процента в том числе:
Дотации – 169,1 млн. рублей (100%);
Субсидии – 27,1 млн. рублей (98,9%);
Субвенции – 303,3 млн. рублей (99,3%);
Иные межбюджетные трансферты – 60,8 млн. рублей (98,7%).
Расходы районного бюджета в 2021 году составили 678,4 млн. рублей. Плановые назначения по расходам исполнены на 99,4 процента.
Доля программных расходов в общем объеме фактических расходов бюджета за 2021 год составила 99 %. В 2021 году профинансировано 18 муниципальных программ на общую сумму 672,4 млн. рублей.
Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществлялось за счет средств:
- федерального бюджета в размере 33,4 млн. рублей;
- областного бюджета в размере 312,8 млн. рублей;
- местного бюджета в размере 284,4 млн. рублей;
- бюджета сельских поселений в размере 41,8 млн. рублей.
В 2021 году бюджет сохранил социальную направленность. Расходы на социальную сферу - образование, культуру, социальную политику и спорта по-прежнему основная расходная статья бюджета.
Расходы на деятельность и развитие системы образования, культуры, социальной политики и спорта составили 78 % расходов бюджета.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Создание условий для предоставления качественных услуг населению в области жилищно-коммунального хозяйства один из приоритетов жилищной политики, который требует постоянного внимания и максимальной степени ответственности от органов местного самоуправления.
Общий годовой объем ввода жилья составил 2231 кв.м., по отношению к 2020 году (1691 кв.м.) ввод жилья составил 132 %.
В 2021 году на территории муниципального образования Адамовский район было введено в эксплуатацию 12 домов.
За период 2017-2021 годы в Адамовском районе введено 8,5 тыс.м2 жилья.
В рамках реализации муниципальной программы «Развитие системы градорегулирования муниципального образования Адамовский район Оренбургской области на 2021-2024 годы» внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципальных образований сельских поселений, разработана документация для внесения сведений о границах территориальных зон в государственный кадастр недвижимости. Данные мероприятия проводились за счет средств сельских поселений.
В 2021 году выдано:
- 2 разрешения на строительство,
- 2 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
- 8 уведомлений на строительство и реконструкцию индивидуальных жилых домов,
- 12 уведомлений по построенным и реконструированным индивидуальным жилым домам,
- 3 градостроительных плана земельных участков.
По программе «Сельский дом» построено (реконструировано) и введено в эксплуатацию 4 жилых дома общей площадью 544 кв. м, строительство и реконструкция которых велось в п. Адамовка. За последние годы наблюдается снижение количества застройщиков заключающих договора целевого займа ввиду большого предложения жилья на вторичном рынке, имеющего низкую рыночную стоимость.
В рамках программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области» был произведен капитальный ремонт газовой котельной № 2 п. Адамовка на сумму 15414,262 тыс.руб., капитальный ремонт водопровода по ул. Энергетиков к скважине № 2 ПМК п. Адамовка на сумму 592,620 тыс.руб.
В рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» произведен ремонт автомобильной дороги по ул. Целинная с. Брацлавка на суму 1586,48 тыс.руб., проведены работы по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов в п. Теренсай и п. Слюдяной на сумму 1539,379 тыс.руб., а также по устройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в п. Адамовка на сумму 2200,549 тыс.руб.
В рамках социального партнерства с ЗАО «ОРМЕТ» профинансированы работы по ремонту асфальтобетонного покрытия в МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» и устройству площадки для воркаута в МБОУ «Адамовская СОШ №2».
В 2021 году выполнены работы по капитальному ремонту крыши здания МБОУ «Адамовская СОШ № 2» на сумму 4664,372 тыс.руб., капитальному ремонту водопровода по ул. Школьная, ул. Целинная п. Джасай на сумму 635,008 тыс.руб., капитальному ремонту трассы водопровода от емкостей до ул. 40 лет Целины п. Адамовка на сумму 757,653 тыс.руб., капитальному ремонту трассы водопровода по ул. Казахстанская, ул. Заречная п. Адамовка на сумму 1255,949 тыс.руб.
Проводились работы по замене оконных блоков, ремонту теневых навесов, установке ограждения в МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко». Произведена замена оконных блоков в МБОУ «Майская СОШ» и МБДОУ «Детский сад № 6 п. Шильда». Выполнялись работы по ремонту 4 кабинетов в МБОУ «Аниховская СОШ» и МБОУ «Елизаветинская СОШ» для обеспечение функционирования центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Проведен текущий ремонт туалета МБУК «РЦКиД «Восход». Приобретен экскаватор-погрузчика для нужд Обильновского сельсовета.
В 2021 году закончены работы по расчистке русла реки Джарлы протяженностью 12,4 км. В течении 2019-2021 годов расчищены участки реки в районе с. Брацлавка (4,3 км), п. Адамовка (6,5 км), п. Джарлинский (1,6 км.).
Автомобильные дороги общего пользования в Адамовском районе играют одну из основных ролей в развитии агропромышленного комплекса, имеют важное социально-экономическое значение. Общая протяженность автомобильных дорог в районе составляет 801 км. Поддержание их в проезжем состоянии, отвечающем нормативным требованиям безопасности - основная задача органов управления и эксплуатирующих организаций.
В 2021 году производились работы по ремонту асфальто-бетонного покрытия и восстановлению профиля с добавлением щебня существующих автодорог, производился ремонт водопропускных труб, установка и замена дорожных знаков. Оказано содействие поселениям, входящим в состав района в реализации мероприятий по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения находящихся в границах населенных пунктов.
В рамках реализации государственной программы «Развитие транспортной системы Оренбургской области» проведены мероприятия по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения находящихся в границах населенных пунктов Адамовского района. Всего в рамках программы отремонтировано 3,5 км автомобильных дорог на общую сумму 10894,209 тыс. руб.
В 2021 году в реализации мероприятий программы участвовали следующие муниципальные образования: Адамовский поссовет – 1,829 км на сумму 8156,040 тыс. руб., Аниховский сельсовет – 0,589 км на сумму 547,464 тыс. руб., Шильдинский поссовет – 0,524 км на сумму 1128,216 тыс. руб.
Всего за период 2017-2021 годы в Адамовском районе за счет всех источников финансирования освоено более 59 млн. рублей, отремонтировано более 21 км автодорог общего пользования местного значения.
ЭКОНОМИКА
Потребительский сектор экономики играет важную роль в обеспечении населения качественными и доступными товарами и услугами.
Оборот розничной торговли в 2021 году составил 559,9 млн. рублей, что к уровню января – декабря 2020 года – 108,4%.
Источником формирования оборота розничной торговли является оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарных торговых объектах, - 71,2% и продажа на ярмарках «выходного дня» - 28,8%.
Основную долю в структуре розничного товарооборота занимают продовольственные товары - 70%, непродовольственные – 30%.
Местные товаропроизводители также участвуют в формировании розничного товарооборота. Производство и реализация ими пищевой продукции в общем объеме товарооборота занимают около 25%.
Основными производителями товаров являются: сельхозпредприятия ООО «Брацлавское», СПК «Комсомольский» СПК «Аниховский», ООО СССПК «Содружество», ИП Тучкова, ИП Туршинова, ИП Чехович Т.А., ИП Ибрагимова Ш.А. Основное направление работы данных предприятий производство пищевой продукции (мука, хлеб, хлебобулочные изделия, молоко, молочная продукция, мясо и мясные полуфабрикаты).
Населению района оказано платных услуг на 23,5 млн. рублей, что составило 91,2% к соответствующему периоду 2020 года.
Платные услуги уменьшились за счет бытовых услуг.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций составила на 01.11.2021 27 576,8 руб. или 105,6% к соответствующему периоду 2020 года.
Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил в 2021 году 78,6%.
Активное развитие малых и средних предприятий Адамовского района один из признаков развитой эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
По состоянию на 01 января 2022 года зарегистрировано 352 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей – 303 и малых предприятий – 49.
Всего в субъектах малого и среднего предпринимательства занято 1269 человек.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения составила 11,3%. Большая доля предпринимателей приходится на сферу торговли и общественного питания.
Развитие экономики во многом зависит от состояния и уровня развития рынка труда и занятости населения.
Проведение оперативного мониторинга ситуации на рынке труда района, заключения социальных контрактов, реализация дополнительных мер, направленная на поддержку работодателей стабилизировало ситуацию на рынке труда района в 2021году.
В результате процессов, происходящих в экономике района, в 2021 году наблюдалось увеличение потребности работодателей в рабочей силе. Экономически активное население или рабочая сила в 2021 году составила 9783 человек.
В 2021 году в поиске подходящей работы обратилось 1221 человек, что на 47%, чем за аналогичный период 2020 года. Было признано безработными 482 человека, что в 2,3 раза меньше к уровню прошлого года.
Из 482 безработных граждан - 196 женщины, 48 человек - из числа молодежи в возрасте 16-29 лет, 13 инвалидов, 111 граждан предпенсионного возраста.
При содействии центра занятости было трудоустроено 684 человека на постоянные и временные рабочие места, что составило 115% к уровню прошлого года.
Уровень трудоустройства, ищущих работу, составил 56,0 % (за аналогичный период 2020 года –33,0 %).
Уровень официально зарегистрированной безработицы на 01.01.2022 составил 1,99% рабочей силы (3,6 % на 01.01.2021г.). Уровень официальной безработицы по Оренбургской области на 01.01.2021 составил 4,1% рабочей силы.
За 2021 года было заявлено 1108 вакансий (903 за аналогичный период прошлого года).
В 2021 году в организованных оплачиваемых общественных работах приняли участие 18 человек. 12 человек из числа испытывающих трудности в поиске работы - инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста были трудоустроены на временные рабочие места (в 2020 9 человек).
За двенадцать месяцев 2021 года услуги по профессиональной ориентации получили 703 человека (в 2020 - 553), направлено на профессиональное обучение 53 человека, почти в два раза больше, чем в 2020 году. За 12 месяцев 2021 года в рамка федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» гражданами подано 45 заявок, приступили к профессиональному обучению 37 человек.
В рамках реализации Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2021 году проведено 19 открытых аукционов в электронном виде, 7 запрос котировок.
Суммарная начальная цена контрактов, выставленных на торги – 41,0 млн. руб., общая стоимость заключенных муниципальных контрактов – 10 111,9 млн. руб. Муниципальные контракты, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства составляют 99 % от общего количества заключенных контрактов.
Основными задачами, направленными на повышение экономики района в 2022 году, продолжают оставаться:
1) формирование структуры экономики, обеспечивающей занятость населения, высокий потенциал роста, для этого необходимо:
- остановить отток населения из района,
- создавать новые производства с высоким уровнем производительности,
- содействовать повышению производительности на существующих предприятиях,
- обеспечить экономику района требуемыми трудовыми ресурсами;
2) создание условий для предпринимательской деятельности и развития малого бизнеса.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Подводя итоги работы важной отрасли экономики района следует отметить, что ранее действовавший национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», еще в 2008 году трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая определяет цели и направления развития сельского хозяйства района, а также содержит целевые индикаторы развития отрасли.
В агропромышленном комплексе района на текущий момент производственной деятельностью занимаются 4 средних сельскохозяйственных предприятий, 4 малых и микро-хозяйств, 4 снабженческо-сбытовых потребительских кооператива, 1 опытно-производственное предприятие, 95 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, являющихся главами КФХ, 10 личных подсобных хозяйств, 4 сельскохозяйственных сбытовых потребительских кооператива, около 7000 личных подсобных хозяйств.
По итогам 2021 года показатели работы сельского хозяйства в целом удовлетворительные. Площадь пашни в обработке по сравнению с 2020 годом увеличилась на 2,5 тыс. га и составила 250,3 тыс. га. С 2015 года было введено 26,4 тыс. га ранее брошенной пашни, не обрабатываемая пашня отсутствует.
Посев основных площадей зерновых и зернобобовых в 2021 году составил 191,1 тыс. га, что на 13,0 тыс. га больше 2015 года.
В связи с атмосферной и почвенной засухой по району хозяйства списали посевы яровых культур на площади 57957 га. (30,0%), однако при проведении уборочной компании урожайность получена в пределах от 0,7 до1,5 ц/га.
В 2021 году было намолочено 41,2 тыс. тонн зерновых при средней урожайности 2,2 ц/га, это на 78,8 тыс. тонн меньше по сравнению с 2020 годом. В среднем намолот за 5 лет составил 139,4 тыс. тонн со средней урожайностью 7,4 ц/га. Наивысший намолот зерна по району в АО «Шильдинское» 6887,2 - тонны, ООО «Брацлавское» - 6053,0 тонны, наивысшая урожайность в Учхозе АСХТ – 6,8 ц/га, ООО «Брацлавское» - 4,3 ц/га.
На зимовку скота 2021-2022 г.г. с учетом переходящего фонда в крупных хозяйствах выделяется 7732 тонны сена (132,3 %), КФХ – 4700 тонн (100,0 %), ЛПХ – 8080 тонн (80,0 %).
В крупных хозяйствах имеется 2959 тонн концентрированных кормов (34,4 %), КФХ – 3256 тонн (89,2 %), ЛПХ – 5530 тонн (60,8 %).
Соломы крупные хозяйства заготовили 3627 тонн (31,9 %), КФХ – 3785 тонн (86,0 %), ЛПХ – 4980 тонн (45,0 %).
За 2021 год увеличились площади под посевы альтернативных засухоустойчивых технических культур на 4,5 тыс. га, которые заняли 21,2 тыс. га, в том числе сафлор 2975 га, лен 5193 га, подсолнечник на зерно 3559 га, горчица 462 га.
В 2021 году сельхозпредприятия сеяли семенами высоких репродукций 44,6 %, III-V репродукция 35,1%, массовых репродукций 20,3 %. Радует, что стали уделять внимание качеству высеваемых семян.
На посев 2022 года засыпано 23,6 тыс. тонн (100%) семян зерновых и зернобобовых, в том числе ПР – 1,1 тыс. тонн (4,7%), суперэлиты – 1,9 тыс. тонн (8,1 %), элиты – 1,3 тыс. тонн (5,5 %), РС 1 – 2,5 тыс. тонн (10,6 %), РС 2 – 3,5 тыс. тонн (14,8%), РС3-5 – 9,4 тыс. тонн (39,8%) массовых репродукций – 3,9 тыс. тонн (16,6%). Кроме того, семеноводческими хозяйствами района на реализацию засыпано 8,7 тыс. тонн семян высших репродукций.
Под урожай 2022 года посеяно 1202 га озимого рыжика.
Поголовье крупного рогатого скота на 1.01.2022 года в хозяйствах всех форм собственности составляет 20571 голова, к уровню прошлого года снизилось на 2915 голов или 87,6%. Снижение произошло за счет сброса скота в личных подсобных хозяйствах.
Поголовье коров на 1.01.2022 года в хозяйствах всех форм собственности составляет 9152 головы, к уровню прошлого года снизилось на 1707 голов или 84,3%, так же за счет личных подсобных хозяйств. Поголовье молочных коров 605 голов, возросло на 61 голову.
Поголовье крупного рогатого скота на 1.01.2022 года в сельскохозяйственных предприятиях составляет 6726 голов, к уровню прошлого года снизилось на 130 голов или 98,1%.
Поголовье коров в сельскохозяйственных предприятиях района составляет - 2526 голов - 100% к уровню прошлого года. Молочных коров - 390 голов. В ООО «Брацлавское» и СПК «Комсомольский» 240 и 150 голов соответственно.
Поголовье лошадей – 342 головы. Свиноводством и овцеводством сельскохозяйственные предприятия района не занимаются.
Молока за 2021 год надоено 13075 центнера или 94,5% к прошлому году. Продуктивность составила 3353 кг молока от каждой фуражной коровы, что составляет 94,5% к уровню прошлого года. Наивысшая продуктивность молочного стада достигнута в СПК «Комсомольский», где надой составил 3505 кг молока от каждой фуражной коровы. С 2020 года в нашем районе эксплуатируется первая в области роботизированная молочная ферма КФХ Туршиновой А.А., здесь надой на корову составил почти 8000 кг.
За 2021 год произведено (реализовано) на убой скота в живом весе 4933 центнера или 85,9 % к прошлому году. Произведено (выращено) 5513 центнеров в живом весе или 86,2% к уровню прошлого года.
Среднесуточный привес крупного рогатого скота составил 408 грамм (в прошлом году - 414 граммов) – 98,6%
Получено приплода телят 2026 голов (в 2021 году - 2342 голов) или 86,5% к прошлому году. Выход телят на 100 коров в текущем году составил 79 голов. В прошлом году было 87 телят на 100 коров.
Пало крупного рогатого скота в текущем году 301 голова или 3,3 % к обороту стада. В прошлом году было 291 голова или 2,9% к обороту стада.
Зимовка 2021 - 2022 гг. прошла в штатном режиме. Помещениями для содержания скота хозяйства обеспечены, своевременно была проведена очистка, текущий ремонт, побелка и дезинфекция.
На зимовку для общественного животноводства заготовлено кормов 7,2 тыс. тонн кормовых единиц, что составляет 61,9% от потребности или 13,6 центнеров кормовых единиц на одну условную голову скота.
При кормлении применяются кормораздатчики КИС-8, «Хозяин». В СПК «Аниховский» приобретен резчик рулонных тюков, что способствует лучшей поедаемости корма. На молочных фермах механизирован процесс удаления навоза, на фермах ООО «Брацлавское» и СПК «Комсомольское» установлены молокопроводы, что значительно облегчает труд операторов машинного доения коров.
С 2016 года в ООО «Брацлавское» и СПК «Комсомольский» производят переработку молока, в виде пастеризации и фасовки, СПК «Комсомольский» еще производит сыр, брынзу, варенец.
В 2021 году в районе получены из областного бюджета гранты на развитие семейных животноводческих ферм: Жуматаев А.С – 17,2 млн. рублей, Леонтьев С.Н – 8,5 млн.рублей и гранты «АГРОСТАРТАП» : Исмурзинов М.А. - 5 млн. рублей, Абдулин К.М. - 5 млн. рублей, Кумпеев Б.К. – 3,4 млн. рублей., начинающий фермер.
В 2021 году хозяйствами всех форм собственности было приобретено и модернизировано 19 тракторов, из них 8 тракторов «Кировец» и 11 тракторов «Беларус». План приобретение 19 трактора, выполнение плана составило 100%.
Зерноуборочных комбайнов приобретено 11 единиц, 1 комбайн «Акрос», 5 комбайнов «Вектор», 3 комбайна «Нова» и 2 комбайна «Палессе». План приобретение 11 зерноуборочных комбайнов, выполнение плана составило 100 %. Приобретен 1 кормоуборочный комбайн